Тифлосурдопедагогика

Тифлосурдопедагогика
(от греч. typhlos - слепой, лат. surdus - глухой и педагогика)
   — наука об обучении слепоглухих детей. Обучение детей, страдающих слепоглухотой, началось c середины 19 в. Наибольшую известность в конце 19 в. - начале 20 в. получили истории обучения американских слепоглухих Лауры Бриджмен и Елены Келлер. К концу 20 в. специальные службы и школы для слепоглухих имелись в 80 странах мира. В России первая школа-приют для слепоглухих детей открыта в 1909 (С.-Петербург). В 1923- 1937 проблемы Т. разрабатывала школа- клиника для слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А. Соколянским (её самая известная воспитанница - слепоглухая писательница О.И. Скороходова). Впоследствии Соколянский, а затем и А.И. Мещеряков продолжили опыт обучения слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). В 1963 создан Детский дом для слепоглухих в г. Сергиев Посад Московской обл.
   Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности и их совершенствование. Правильное воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения - жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определённого отдельного предмета и действия с ним. Всё это подготавливает замену естественного жеста словом. Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Освоив обычное письмо большими буквами или рельефно-точечным шрифтом слепых (шрифт Л. Брайля), ребёнка учат последовательно описывать собственные действия. Из описаний своих действий складываются первые тексты для чтения, состоящие из простых нераспространённых предложений. С обогащением словаря ребёнка усложняется и грамматический строй первых текстов. Тексты, составленные с помощью учителя, называются учебными, а составленные самим ребёнком - спонтанными. Постоянное взаимопроникновение этих двух видов текстов, которые Соколянский называл параллельными, создаёт условия для полноценного усвоения словесной речи слепоглухим ребёнком. Современное содержание обучения слепоглухих детей предлагается в программах по социально-бытовой ориентировке и формированию читательской деятельности.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 290)
   Ч434

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Тифлосурдопедагогика" в других словарях:

  • тифлосурдопедагогика — ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы воспитания и обучения детей, лишённых зрения и слуха. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • тифлосурдопедагогика — и; ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения и слуха …   Энциклопедический словарь

  • тифлосурдопедагогика — и; ж. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения и слуха …   Словарь многих выражений

  • тифлосурдопедагогический — прил. 1. соотн. с сущ. тифлосурдопедагог, тифлосурдопедагогика, связанный с ними 2. Свойственный тифлосурдопедагогу, тифлосурдопедагогике, характерный для них. 3. Соответствующий правилам, требованиям тифлосурдопедагогики. 4. Состоящий из… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мещеряков, Александр Иванович — Дата рождения: 16 декабря 1923(1923 12 16) Место рождения: деревня Гуменки Скопинского района, ныне в Рязанской области СССР Дата смерти: 30 октября 1974 …   Википедия

  • Соколянский, Иван Афанасьевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Слепоглухота —     сложное нарушение в развитии ребёнка. По данным Международной организации по развитию служб помощи слепоглухим, предполагаемое число людей с двойным сенсорным нарушением в мире составляет ок. 1 млн. чел. К ним принято относить всех людей,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Сурдопедагогика — (от лат. surdus глухой)     наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.    В России первые специальные учреждения для… …   Педагогический терминологический словарь

  • Бриджмен, Лора — Лора Бриджмен Laura Bridgman …   Википедия

  • тифло... — ТИФЛО... [от греч. typhlos слепой] Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к лечению слепоты, к слепым. Тифлопедагогика, тифлосурдопедагогика, тифлотехник, тифлотехнический …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»